Информацию предоставила Нина Михайловна Кондратенко, дочь, провизор аптеки в УЗ «Могилевская больница №1»
Кирейченко (девичья Окунева) Мария Ефимовна, свидетель Великой Отечественной войны.
Мария Ефимовна родилась 2 октября 1919 года в деревне Агеевка Могилевского района Могилевской области в крестьянской семье. Отец Ефим Михайлович умел делать все: и вязать, и «бочки-грабли» сделать и всю работу по хозяйству.
Мария окончила 4 класса. Сестру Анну, которая была худенькой девочкой, да и моложе на 4 года, родители отпустили учиться дальше, а Марию оставили работать по хозяйству.
Когда в районе стали организовываться колхозы, семья Окуневых вступила в колхоз. Мария Ефимовна устроилась работать в полеводческую бригаду в колхозе. Перед самой войной вышла замуж за бригадира Шанцева Тимофея Астаповича (Евстафьевича).
В мае 1941 года Тимофея забрали на 45 дней на армейские сборы в город Слоним. Служил на аэродроме. С ним служил один человек из деревни Макаренцы, который потом рассказал, что после бомбежки в лесах под Барановичами в сентябре 1941 года Тимофея больше не видел.
Мария Ефимовна получила извещение: «Ваш муж пропал без вести на фронтах Отечественной войны». От пенсии отказалась в пользу семьи мужа, т.к. семья была многодетной.
Отца Ефима Михайловича призвали в армию, участвовал в боях под Смоленском. Худой, тёмно-русый, попал в плен под Любужем. Концлагерь находился на территории завода «Строммашина». Пленных гоняли на работу по уборке города. Через знакомых в городе отец передал, чтобы «мы его забрали, т.к. через два дня его расстреляют». Мы с мамой выпросили справку у старосты, нагрузили соломы на телегу, мама взяла бутылку самогона и поехала забирать отца. В лагере растерялась, как узнать, когда все пленные на одно лицо. Хорошо, что сам отозвался. Так остался жив.
В деревне жили поначалу окруженцы «с военной выправкой». Стояли у нас по хатам беженцы из-под Чаус. Немцы с бляхами на груди были очень лютые. Сказали не ходить на улицу. Маленький сынок беженки выбежал на улицу, его тут же застрелили.
Во время оккупации Мария Ефимовна жила дома. Немцы выгнали ее семью из дома в сарай, а потом в сени. В доме разместился немецкий штаб, все время «тренькала» рация.
Через деревню немцы перегоняли советских военнопленных, часть из них держали на поле за фермой. Женщины из деревни жалели военнопленных, они говорили немцам, что среди них есть их мужья и братья. В первое время оккупанты отпускали красноармейцев «домой».
Переводчиком у немцев был Сашка, вроде из немцев Поволжья. В углу нашего дома стояли ящики с гранатами и патронами под потолок. Освобожденные пленные сговорились, подговорили Сашку и решили организовать партизанский отряд. «Не бойся, Мария, коней вернем», — говорили, переживали, что жителей могут расстрелять. Нагрузили воз ящиков и ушли в лес в сторону деревни Константиновка. Кони вернулись, но дальнейшая судьба хлопцев не известна. Деревня чудом уцелела.
В 1943 году молодежь из деревни начали угонять в Германию. На Друти стоял фронт. Мама вспоминала: «Я, Шура Зайцева (Шанцева), Окунева Мария (потом учительницей была в Западной Белоруссии) и Моисеенко Анна попали в деревню Антоновка рыть окопы. Месяц были там, а потом удрали. Дорогу нам указала местная жительница».
В 1949 году Мария Ефимовна вышла замуж за Кирейченко Михаила Стефановича, в семье родились три дочери.
Мария Ефимовна Кирейченко работала в полеводстве, потом 20 лет на откорме поросят на свиноферме. За высокие достижения в труде была направлена на выставку ВДНХ. После выхода на пенсию работала в бригаде.
Имеет 6 внуков и правнуков.
Умерла Мария Ефимовна Кирейченко 2 июля 2010 года, похоронена на кладбище в деревне Агеевка Могилевского района.